В цилиндрических роликовых подшипниках ролики имеют форму цилиндра. Когда цилиндрический ролик соприкасается с дорожкой качения под нагрузкой, между ними образуется большое пятно контакта. Благодаря этому цилиндрические роликовые подшипники имеют наибольшую радиальную грузоподъемность среди всех типов подшипников. Так как цилиндр является самым простым роликом, по сравнению с другими типами роликовых подшипников цилиндрические подшипники имеют наилучшие скоростные показатели. Хотя цилиндром современный ролик можно назвать с трудом, поскольку он имеет сложную геометрическую форму, например, логарифмический профиль, улучшающую характеристики цилиндрического роликоподшипника.
Обозначение | Габариты (мм) | |||
d | D | B | ||
SL045004PP | 20 | 42 | 30 | |
SL045005PP | 25 | 47 | 30 | |
SL045006PP | 30 | 55 | 34 | |
SL045007PP | 35 | 62 | 36 | |
SL045008PP | 40 | 68 | 38 | |
SL045009PP | 45 | 75 | 40 | |
SL045010PP | 50 | 80 | 40 | |
SL045011PP | 55 | 90 | 46 | |
SL045012PP | 60 | 95 | 46 | |
SL045013PP | 65 | 100 | 46 | |
SL045014PP | 70 | 110 | 54 | |
SL045015PP | 75 | 115 | 54 | |
SL045016PP | 80 | 125 | 60 | |
SL045017PP | 85 | 130 | 60 | |
SL045018PP | 90 | 140 | 67 | |
SL045019PP | 95 | 145 | 67 | |
SL045020PP | 100 | 150 | 67 | |
SL045022PP | 110 | 170 | 80 | |
SL045024PP | 120 | 180 | 80 | |
SL045026PP | 130 | 200 | 95 | |
SL045028PP | 140 | 210 | 95 | |
SL045030PP | 150 | 225 | 100 | |
SL045032PP | 160 | 240 | 109 | |
SL045034PP | 170 | 260 | 122 | |
SL045036PP | 180 | 280 | 136 |
Главная особенность устройства подшипников с цилиндрическими роликами – борта на кольцах, которые ограничивают осевое перемещение роликов. Плавающий цилиндрический роликоподшипник имеет борта не со всех сторон и допускает осевое перемещение роликов относительно одного из колец для компенсации температурного расширения и монтажных допусков. Цилиндрический роликоподшипник с полным набором бортов может воспринимать умеренные осевые нагрузки, ограниченные выделяемой и рассеиваемой теплотой, и не допускает осевого перемещения вала, поэтому обычно применяется вместе с подвижным в осевом направлении подшипником.
Во многих случаях от цилиндрического подшипника требуется надежное закрепление вала на опоре с минимальными продольными и радиальными перемещениями, при этом обеспечивающее свободное вращение. Для этого подшипники устанавливаются лишь в двух точках – обычно, на концах вала. Один из подшипников (в фиксированном положении) удерживает вал от продольного перемещения, а второй (в свободном положении) допускает осевое сжатие или растяжение.
Предельная скорость подшипника с цилиндрическими роликами зависит от отношения длины ролика к его диаметру, класса точности, ориентации роликов, вида сепаратора, типа смазки и способности всей конструкции к теплоотводу. Для большинства задач оптимальным по грузоподъемности и скорости является отношение длины к диаметру равное единице. В этом случае предельная скорость может достигать таковой у сопоставимого по размерам шарикоподшипника. Однако ее величина зависит от многих факторов, поэтому конкретные значения максимально допустимой скорости, как и остальных характеристик, следует искать в технической документации производителя.
Цилиндрические подшипники применяются во множестве отраслей промышленности, таких как электроэнергетика, добыча полезных ископаемых, металлургия, металлообработка, машиностроение и т.д. Их использование целесообразно там, где требуются высокая радиальная грузоподъемность и максимальная скорость вращения.
Хотя роликоподшипники с цилиндрическими роликами имеют большую грузоподъемность, чем шарикоподшипники, они более чувствительны к перекосу. Например, угловой перекос между валом и корпусом приводит к неравномерной загрузке роликов, что уменьшает срок службы подшипника. Неточная установка цилиндрического подшипника на вал вызывает перекос между кольцами, даже без нагрузки. Также внешняя нагрузка может изгибать вал или корпус, что тоже может привести к появлению перекоса. Иногда преимуществом цилиндрического роликоподшипника является возможность легкого демонтажа – у разных типов либо внутреннее, либо наружное кольцо выполнено съемным.