В подшипниках скольжения составные части скользят друг относительно друга, что объясняет их название. Подшипник скольжения работает как плотно посаженый цилиндр, обычно неподвижный, охватывающий и поддерживающий подвижный вал. Такие подшипники воспринимают радиальные или осевые нагрузки. Радиальные подшипники скольжения также могут называться вкладышами или втулками скольжения.
Существует много различных видов подшипников скольжения, устройство и характеристики которых зависят от требований, предъявляемых предполагаемыми условиями работы.
Подшипники скольжения изготовляются из различных металлов и сплавов, полимеров, углепластиков, графита и даже дерева. Металлические, наиболее распространенные, классифицируются по материалу, способу изготовления и типу конструкции.
Также подшипники скольжения можно разделить на типы по способу смазывания и типу смазки. Смазочное вещество может быть твердым, порошкообразным, густым или жидким, либо его может не быть вообще. Жидкая смазка в подшипнике скольжения обычно находится под давлением.
Среди основных типов конструкции можно назвать цельные радиальные подшипники, втулки открытого типа, упорные и линейные подшипники скольжения. Некоторые типы подшипников одновременно воспринимают и радиальные, и осевые нагрузки, позволяя осуществлять как вращение, так и продольное перемещение вала. Простые направляющие скольжения имеют малую грузоподъемность, но могут быть усовершенствованы для ее увеличения.
Подшипники скольжения широко применяются в промышленном и строительном оборудовании, транспортных средствах и бытовой технике. В стационарном заводском оборудовании подшипники скольжения используются при низких скоростях и нагрузках, либо экстремальных условиях работы. В дорожно-строительных, горнодобывающих и транспортных машинах их применяют в подвижных сочленениях и двигателях внутреннего сгорания. Сфера применения подшипников скольжения ограничивается их меньшей грузоподъемностью и предельной скоростью вращения по сравнению с аналогичными подшипниками качения.