В этих подшипниках соприкасающиеся между собой поверхности скольжения имеют сферическую форму, за счет чего внутреннее и внешнее кольца могут не только вращаться друг относительно друга, но и наклоняться набок. Эти поверхности, как и в любом подшипнике скольжения, рассчитаны на взаимное трение с минимальным сопротивлением, что обеспечивает легкость и плавность вращения и поворота подшипника. Схема установки сферического подшипника скольжения следующая: его наружное кольцо вставляется в корпус детали, а внутреннее кольцо устанавливается на болт или вал, соединенный с какой-либо конструкцией. Поэтому такой подшипник является универсальным подвижным узлом для любого оборудования.
Сферические подшипники скольжения классифицируются по материалам скользящих поверхностей. Комбинацию таких материалов называют парой трения или трибологической парой. Наиболее широко распространены следующие пары трения: сталь по бронзе, сталь по латуни, сталь по стали, сталь по фторопласту, сталь по антифрикционному покрытию. Для каждой из этих пар характерны свои значения коэффициента трения и допустимых температур. Доступны специальные исполнения из нержавеющей стали или с защитным покрытием. Сферические подшипники скольжения могут быть необслуживаемыми, то есть не требовать смазывания, и смазываемыми, которые имеют отверстие для подачи смазки.
Из ассортимента представленных на рынке сферических подшипников скольжения легко выбрать подходящую модификацию благодаря широкому диапазону доступных характеристик. Так, размеры стандартных сферических подшипников скольжения по диаметру отверстия составляют от 2 миллиметров до 30 сантиметров. Грузоподъемность подшипников скольжения определяется контактным давлением на поверхностях скольжения, составляющее 50…500 Н/мм2. Предельный угол бокового наклона между кольцами – от 5 до 20 градусов. Допустимые температуры ограничиваются применяемыми материалами, например, полимерными вставками и уплотнениями до 100…150 °C.
Сферические подшипники скольжения используются в аэрокосмической промышленности, подъемно-транспортном и энергетическом машиностроении, тракторостроении, автомобилестроении, железнодорожной промышленности и многих других областях техники.
Сферические подшипники скольжения обычно используют в поворотных сочленениях и медленно вращающихся узлах, особенно с меняющимися скоростями и направлениями вращения. Подшипники качения хуже работают в таких условиях, поэтому сферические подшипники скольжения более предпочтительны.