Самосмазывающиеся подшипники сделаны так, что не нуждаются в смазывании. Существует две их разновидности. Первая – это пластиковые подшипники, они же полимерные подшипники. В них происходит непосредственное трение между твердыми поверхностями, состоящими из специального трибополимера, пластика с очень малым коэффициентом трения. Наиболее распространенными материалами с подобными свойствами являются фторопласты, например, тефлон. Второй тип – это металлические подшипники скольжения со специальным покрытием или слоем порошковой смазки, такой как графит и дисульфид молибдена (MoS2). Все эти материалы обычно применяются вместе с другими веществами для большей прочности.
Самосмазывающиеся подшипники скольжения широко применяются в случаях, когда взаимного движения составных частей недостаточно для распределения жидкой или консистентной смазки внутри подшипника. Также они хорошо приспособлены к агрессивным средам и рабочим температурам, выходящим за границы допустимых для обычных смазок значений.
В некоторых случаях такие подшипники показывают себя лучше подшипников скольжения со сплошной пленкой. Например, они стойки к истиранию при приведении вала в движение, когда смазка не так эффективна. Другим преимуществом является меньшее усилие сдвига, что снижает затраты энергии.
Однако трение, вкупе с быстрым износом при долгом и быстром вращении, ограничивает сферу применения самосмазывающихся подшипников. Энергия, затраченная на трение, выделяется в виде тепла, которое необходимо отводить.
Полимерные подшипники имеют некоторые преимущества перед подшипниками скольжения, изготовленными из металлов и сплавов. Они отлично подходят для применения в труднодоступных местах, так как не требуют обслуживания, или, например, в пищевой промышленности, где смазка может выступать как загрязнитель. Пластик способен поглощать удары и вибрации, устойчив к веществам, способным вызвать коррозию металлов, из которых изготовляется большинство подшипников. Также он переносит воздействие рабочих сред, способных загрязнить смазку, тем самым недопустимо ухудшив ее свойства.
По сравнению с подшипниками качения и смазываемыми подшипниками скольжения, самосмазывающиеся подшипники имеют меньшие грузоподъемность, допустимую скорость и долговечность. Поэтому при работе с ними следует точно оценивать потенциальные нагрузочные, скоростные и температурные воздействия.