Это наиболее распространенная разновидность подшипников качения. Как следует из названия, в шариковых подшипниках в качестве тел качения используются шарики. Между кольцами цилиндрической формы находится один или несколько кольцевых рядов шариков, катящихся по канавкам на кольцах – дорожкам качения.
Поиск по обозначению
В большинстве случаев шариковый подшипник оснащается сепаратором, охватывающим шарики с боков и отделяющим их друг от друга. Каждый шарик имеет две точки контакта, по одной с каждым из колец (хотя существуют и особые шарикоподшипники с четырехточечным контактом). Под нагрузкой происходит обратимая микроскопическая деформация шарика и дорожки качения, поэтому в действительности между ними возникает круглое пятно контакта. Площадь этого пятна довольно мала, намного меньше, чем в роликоподшипнике, и это определяет основные особенности характеристик шариковых подшипников, такие как высокая максимальная скорость вращения и умеренная грузоподъемность.
Другими важными характеристиками являются размеры шарикоподшипников: диаметр отверстия, наружный диаметр и ширина. Размеры шарикоподшипников могут быть практически любыми: от миллиметров до нескольких метров, в зависимости от условий работы.
Наиболее распространены радиальные шариковые подшипники, реже применяются упорные и радиально-упорные. Радиальные шарикоподшипники предназначены для радиальных нагрузок, но могут выдерживать и небольшие осевые нагрузки.
Если величины нагрузок в радиальном и осевом направлении сопоставимы, следует использовать радиально-упорные шарикоподшипники, в которых шарики катятся относительно колец под углом, называемым углом контакта.
При воздействии на подшипник сил, направленных исключительно в осевом направлении, применяют упорные шариковые подшипники. В них шарики расположены между дискообразными кольцами одинакового диаметра.
Подшипники шариковые используются везде, где требуется легкое и быстрое вращение без специфических требований к грузоподъемности. Основные области их применения – это вращающиеся узлы электрооборудования, механических передач, транспортных средств и другой техники.
По сравнению с роликовыми подшипниками шариковые подшипники проще, дешевле, тише и быстрее, но имеют заметно меньшую грузоподъемность из-за меньшей площади контакта тел качения с дорожками качения.