Упорные шарикоподшипники
Эти подшипники предназначены для осевых нагрузок. Их кольца расположены рядом, а не одно в другом. Шарики катятся между кольцами.
Обозначение | Габариты (мм) | |||
d | D | B | ||
51100 | 10 | 24 | 0 | |
51101 | 12 | 26 | 0 | |
51102 | 15 | 28 | 0 | |
51103 | 17 | 30 | 0 | |
51104 | 20 | 35 | 0 | |
51105 | 25 | 42 | 0 | |
51106 | 30 | 47 | 0 | |
51107 | 35 | 52 | 0 | |
51108 | 40 | 60 | 0 | |
51109 | 45 | 65 | 0 | |
51110 | 50 | 70 | 0 | |
51111 | 55 | 78 | 0 | |
51112 | 60 | 85 | 0 | |
51113 | 65 | 90 | 0 | |
51114 | 70 | 95 | 0 | |
51115 | 75 | 100 | 0 | |
51116 | 80 | 105 | 0 | |
51117 | 85 | 110 | 0 | |
51118 | 90 | 120 | 0 | |
51120 | 100 | 135 | 0 | |
51122 | 110 | 145 | 0 | |
51124 | 120 | 155 | 0 | |
51126 | 130 | 170 | 0 | |
51128 | 140 | 180 | 0 | |
51130 | 150 | 190 | 0 |
Упорные шарикоподшипники воспринимают преимущественно осевые нагрузки и обеспечивают требуемое положение частей конструкции в продольном направлении. Их отличие от других типов подшипников состоит в том, что кольца имеют одинаковый диаметр, а шарики катятся по дорожкам качения, расположенным на внутренних торцах колец. Внешние торцы колец, через которые упорный подшипник соединяется с прилегающими элементами конструкции, называются седлами. Упорные шариковые подшипники классифицируются по профилю дорожек качения, которые могут быть плоскими или желобчатыми.
Подшипники с канавками качения и плоским седлом являются наиболее широко распространенным типом упорных шарикоподшипников. Они содержат две шайбы с желобами, одна из которых устанавливается на вал, а другая – в посадочное гнездо, а также расположенную между шайбами шарико-сепараторную сборку.
Подшипники с плоскими дорожками качения и плоским седлом состоят из двух плоских шайб, разделенных сепаратором с шариками. Такая сборка воспринимает осевые нагрузки, не ограничивая колебания или изгиб вала. Подшипники данного типа наиболее приспособлены к небольшим нагрузкам, их грузоподъемность примерно в 3 раза ниже, чем у аналогичных упорных подшипников с канавками.
Существуют также специальные разновидности упорных шарикоподшипников, например, с уплотнениями и со сферическим подкладным кольцом. В подшипниках с уплотнениями зазор между кольцами закрыт с наружной стороны встроенными уплотнениями. Они широко применяются в случаях, когда подшипник должен быть защищен от внешнего загрязнения, или если к кольцам подшипника приложено некоторое раздвигающее усилие.
Подшипники со сферическим подкладным кольцом и канавками качения могут быть одинарными или двойными. Одинарный упорный шариковый подшипник состоит из двух шайб с плоским седлом, одна из которых имеет сферическую внешнюю поверхность, и сепаратора с шариками. Сферическая шайба устанавливается на сферическое подкладное кольцо. Такая конструкция компенсирует перекос вала, вызванный его изгибом или неточной установкой, и обеспечивает равномерное распределение нагрузок в подшипнике. Подкладное кольцо изготавливается из мягкого материала для плотной посадки после приработки. Двойной упорный шарикоподшипник имеет два комплекта шариков с сепаратором и выдерживает осевые нагрузки в обоих направлениях.
Упорные шарикоподшипники используются в плунжерных насосах, бабках токарных станков, при установке вертикальных валов и во многих других механизмах, где на подшипник воздействует чисто осевая нагрузка.