Это специально предназначенные для работы в сложных условиях подшипники с толстым наружным кольцом. Они имеют две базовые конструкции: с цапфой для консольной установки и с внутренним кольцом для установки на вал. Опорный ролик, установленный на ось, катится своим наружным кольцом по поверхности или желобу, чем напоминает обычное колесо. Опорные ролики обоих типов чаще всего имеют выпуклый наружный профиль для компенсации умеренных перекосов и устранения кромочных напряжений. Это обеспечивает более равномерное распределение нагрузок во всех направлениях и увеличивает срок службы всего узла в сборе. Также это уменьшает вероятность проскальзывания опорного ролика на гладких установочных поверхностях.
Обычно опорный ролик имеет наружный диаметр от 10 до 120 мм. Диаметр отверстия или цапфы примерно равен половине наружного диаметра. Длина консольной части цапфы опорных роликов соответствующего типа составляет от 1 до 3 ее диаметров. На конце цапфы есть наружная резьба для удобства установки.
По типу внутренней конструкции опорные ролики являются либо игольчатыми подшипниками, либо двухрядными радиальными шариковыми или цилиндрическими роликовыми подшипниками. Это обусловлено тем, что опорный ролик должен выдерживать ощутимые моментные нагрузки. Кроме того, опорные ролики имеют высокую радиальную грузоподъемность и устойчивы к осевым нагрузкам обоих направлений.
Как уже было сказано, опорный ролик может иметь цилиндрическую или выпуклую наружную поверхность. Цилиндрический опорный ролик имеет большую площадь контакта с прилегающей плоскостью, но только в случае, если она строго параллельна оси ролика. Выпуклый опорный ролик соприкасается с поверхностью, по которой он катится, только средней выступающей частью наружного кольца, но зато не теряет эффективности при наклоне относительно поверхности или наличии на ней неровностей.
Опорные ролики применяются в линейных направляющих специальной конструкции, погрузочно-разгрузочном оборудовании (погрузчиках, подъемниках), конвейерах, различных станках, горнодобывающей и дорожно-строительной технике, сельскохозяйственных машинах, в качестве опорных роликов и натяжных шкивов. Они универсальны, просты в установке, надежны, устойчивы к неблагоприятным условиям работы и почти не требуют обслуживания.