Однорядный подшипник качения | |
Двухрядный подшипник качения | |
Модель однорядного роликового подшипника | |
Модель двухрядного шарикового подшипника качения |
Одним из способов классификации подшипников качения является их разделение по количеству рядов тел качения. Если однорядные подшипники определенного типа предназначены для одного или нескольких видов нагрузок, то такие же двухрядные подшипники смогут выдерживать не только те же нагрузки, но и еще качественно новые.
Однорядные и двухрядные подшипники имеют соответственно один и два ряда тел качения. Наиболее распространены однорядные подшипники (одинарные), довольно широко используются двухрядные подшипники (двойные). Трехрядные и четырехрядные подшипники встречаются довольно редко, как и подшипники с еще большим количеством рядов. Это связано с тем, что при увеличении количества рядов значительно возрастают требования к точности изготовления деталей подшипника и их последующей сборки, а также установки подшипника на оборудовании. Поэтому часто при необходимости несколько однорядных подшипников устанавливаются вместе, в спаренной конфигурации.
Главное практическое отличие между однорядными и двухрядными подшипниками заключается в воспринимаемых нагрузках. Так, двухрядный радиальный подшипник (например, радиальный шариковый или цилиндрический роликовый) способен выдерживать в два раза большую радиальную нагрузку, чем аналогичный однорядный, а также ощутимо более устойчив к моментным нагрузкам, которые появляются при перекосе колец подшипника между собой.
Радиально-упорные шариковые и конические роликовые подшипники в однорядном исполнении предназначены для восприятия осевых нагрузок только одного направления. Двойной вариант таких подшипников представляет собой два спаренных подшипника, которые могут быть установлены однонаправлено (согласованы по тандемной схеме), разнонаправлено (X-образная схема) или встречно (O-образная схема). Тандем подшипников рассчитан на однонаправленную осевую нагрузку, равную сумме осевых грузоподъемностей обоих подшипников. Встречно или разнонаправлено установленные подшипники могут выдерживать осевые нагрузки обоих направлений, но в каждом случае это зависит от грузоподъемности одного из подшипников. По восприятию моментов O-образная схема является наилучшей, так как усилия, возникающие внутри подшипника, в данном случае почти совпадают по направлению с нагрузками, на которое рассчитана внутренняя конструкция.
Упорные подшипники тоже могут быть двойными или тройными. Это позволяет добиться двунаправленной осевой грузоподъемности и увеличения устойчивости к моментным нагрузкам, но возможности воспринимать радиальные нагрузки при этом не появляется.
Самоустанавливающиеся подшипники качения – как шариковые, так и сферические роликовые – в большинстве случаев выполняются двухрядными, так как это обеспечивает плавность работы и лучшее распределение механических напряжений.
Вполне возможно собрать вместе даже подшипники разных типов, но при этом необходимо обеспечить совместимость по установочным габаритам и допускам.